Управление НСИ

С ростом масштабов бизнеса ИТ-ландшафт становится все сложнее. Географическая удаленность и разнородность в учетных системах может привести к логической несвязности в существующих данных. Во избежании этого необходимо повысить роль первичного источника информации и централизовать управление мастер-данными. Мастер-данные — корпоративные справочники и классификаторы, однозначно идентифицирующие объекты управления и учета организации, например: клиенты, товары, сотрудники, материалы, счета, поставщики, услуги и т.д. В отечественной практике их еще называют нормативно-справочная информация, что имеет, конечно же, несколько иной смысл.

Но мастер-данные — это не просто справочники и классификаторы, которые являются составной частью любой информационной системы. Это важнейший связующий информационный ресурс и качество мастер-данных – неотъемлемый фактор успеха развития бизнеса и информационных технологий компании. Низкое качество мастер-данных вызывает не только искажение консолидированной информации, но и в иных случаях приводит к полной невозможности получения достоверной управленческой отчетности из информационных систем, и в конечном счете к увеличению затрат, росту складских запасов и другим проблемам. Качество НСИ является также необходимым условием успеха при внедрении BI-системы.

Для обеспечения необходимого качества справочников и классификаторов недостаточно их «слить» в одну систему для организации централизованного создания и изменения записей, ими необходимо управлять, а эффективное управление возможно только при условии использования системного и автоматизированного подхода, что и представляет собой конечную цель в MDM-проектах.

Решаемые задачи:

  • Интеграция данных и ИТ-систем с целью взаимной увязки и согласования мастер-данных
  • Возможность трансграничной обработки информации в едином информационном пространстве
  • Централизованный контроль за состоянием справочников и классификаторов в территориально-удаленных подразделениях
  • Повышение качества и нормализация данных — достоверная отчетность
  • Организация разграничения доступа к разным справочникам, классификаторам и их отдельным частям по уровням допуска
На кого ориентировано решение

В первую очередь функциональными заказчиками MDM-решений являются лица, отвечающие за управление информационными ресурсами компании:

  • CIO — руководитель информационной службы, ИТ-директор
  • Руководители служб материального обеспечения — закупок в крупных холдингах
  • Руководители аналитических подразделений, использующие консолидированную обработку информации

Непосредственными пользователями являются сотрудники предприятий, в сферу деятельности которых входит операционная работа с отдельными справочниками и классификаторами компании, например справочника МТР, подготовка консолидированной регламентной и управленческой отчетности.

Основные выгоды и преимущества для бизнеса

Актуальная и целостная картина по всем аспектам деятельности предприятия невозможна без идентификации, интеграции и анализа разрозненных данных, поступающих из разнородных источников. Поэтому основные выгоды и преимущества внедрения MDM-системы для бизнеса кроются в возможности полного согласования данных из всех ИТ-систем — взаимоувязки данных, приводящей к возможности их однозначной идентификации для последующего анализа на любых уровнях детализации. Нормализованные, структурированные, актуальные справочники и классификаторы позволяют получить более полную и ясную информацию об объектах системы управления: клиентах, материалах, услугах, счетах, продукции, оборудования и т.д. В свою очередь, это позволяет улучшить взаимоотношения с клиентами, сократить складские запасы, повысить оперативность подготовки и точность аналитической отчетности, снизить затраты на поддержку IT, повысить достоверность информации, получаемой из информационных систем.

Внедрение промышленной программной платформы класса MDM позволит не только повысить качество справочников и классификаторов, но и автоматизирует процессы управления мастер-данными, интегрирует информационные системы компании на уровне мастер-данных, обеспечит эффективность бизнес-процессов и развитие информационных технологий за счет единого авторитетного источника о ключевых бизнес-объектах: клиентах, материалах, выпускаемой продукции и т.д.

Комплексное внедрение MDM-системы способствует повышению эффективности IT и бизнеса в целом.

Отдельными преимуществами использования системы являются:

Для руководителей:

  • Прозрачность и достоверность операционных данных, основанная на их полноте и качестве
  • Снижение затрат на материальное обеспечение и возможность централизации закупок

Для сотрудников:

  • Система предотвращает возможность совершения ошибок при работе в учетных системах, связанные с созданием и использованием дублированных, неполных и недостоверных записей. При значительном объеме разнородных источников и сложной структуре данных использование разных точек ввода информации приводит к многочисленным ошибкам и сбоям, поэтому применение подобной системы является единственно возможным для сохранения качества данных в едином информационном пространстве.
Варианты внедрения систем

Создание системы управления мастер-данными заключается не только во внедрении ПО, а представляет собой целый комплекс решений — методических, организационных и программно-технических, которые взаимно дополняют друг друга. Но в основе системы лежит, конечно, ПО для промышленной интеграции и управления мастер-данными, которое должно обладать не только функциональной полнотой и законченностью, но и широкими возможностями по масштабированию. 1C:MDM является рекомендованным решением для старта в 1С ландшафте или в условиях ограниченного бюджета. При автоматизации сложных процессов управления мастер-данными для крупных холдинговых структур, система управления мастер-данными должна быть дополнена интеграционным ПО, например BizTalk, которое позволит связать в единое информационное поле все классификаторы и справочники, обеспечить бесперебойность и согласованность их представления при изменении.

Подходы к внедрению

Отличительной особенностью при внедрении MDM-решений является необходимость глубокого анализа эксплуатируемых на предприятии информационных систем — как источников и приемников мастер-данных и существенные затраты на взаимную увязку несогласованных и разнородных справочников и классификаторов.

Среди необходимых задач в проекте:

  • Разработка методологии управления мастер-данными и ведения НСИ на предприятии
  • Обследование, анализ и паспортизация мастер-данных в сложном ИТ-ландшафте
  • Поиск возможностей согласования данных, находящиеся в разнородных корпоративных и внешних источниках
  • Нормализация (чистка и согласование существующих данных на основе механизмов нечеткой логики)
  • Проектирование эталонных справочников и создание единой, централизованной и многоуровневой системы ведения НСИ
  • Создание интеграционного ландшафта — шины (например Microsoft BizTalk) для автоматизации процессов информационного взаимодействия отдельных ИТ-систем, чистки и согласования мастер-данных
  • Или имплементация специализированной платформы для промышленной интеграции и управления мастер-данными
  • Регламентация процессов, обучение пользователей и проектных команд смежных систем методологии ведения НСИ